Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст - файл 1.

Возрастные страхи Глава 1. Страхи первого года жизни Каким мы видим ребенка нескольких месяцев от роду? Нам кажется, что он еще ничего не понимает, а главное, и нам сложно понять его. От чего он кричит? Почему иногда отказывается есть? Что заставляет его улыбаться, а что — плакать?

Детские страхи и их возрастная динамика в дошкольном возрасте

Некоторые дети озабочены периодически повторяющимися мыслями или действиями, которые постороннему человеку могут показаться глупыми и нелогичными. Такие повторяющиеся мысли навязчивые идеи, или обсессии и действия компульсивные побуждения не поддаются контролю, могут мешать нормальной жизни и в конечном счете нарушать нормальную жизнь семьи. Примерно у одной трети или даже половины всех детей, которых затронуло заболевание, обсессивно-компульсивные нарушения начинают проявляться в детстве и подростковом возрасте.

Дети с поведением навязчивого невроза могут слишком усердно мыть руки или чистить зубы. Они могут довести себя до состояния постоянной перепроверки своих действий, чтобы убедиться, что с утра они положили в сумку выполненное домашнее задание или обед. Они могут проделывать несколько раз определенный ритуал, возможно, входить и выходить из комнаты определенное количество раз.

Почти 10% женщин детородного возраста раз делают аборт, причем . Аборты обычно делят на ранние (срок до 12 недель беременности) и Медикаментозный аборт ("французские таблетки") .. страхи и предрассудки.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Следующая На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов: Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душ. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик, ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх закрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей.

Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера - краны, машины. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало.

Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.

Виды неврозов в детском возрасте Страх у ребенка может быть проявлением невроза. Проявляется появлением приступообразно возникающего часто в момент засыпания страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным. В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями с воспитательной целью мифического существа: В этом случае ребенок может убегать из школы иногда даже из дома.

Длительно возникающий страх от пребывания в одиночестве В подростковом возрасте среди кризисных состояний аутофобия занимает особое место. В стационаре специальное медикаментозное лечение.

Клиническая картина различных форм расстройств сна. К протодиссомниям относят различные по этиологии расстройства, при которых нарушения сна являются первичным и ведущим клиническим проявлением. Вследствие этого мать вынуждена брать ребенка в свою постель. Протоднесомнии могут быть связаны с расстройством пробуждения. Если дети, например, утомлены, то они не могут полностью проснуться, а начинают стонать, потягиваться, биться. Большинство этих эпизодов длятся минут.

Пробуждения, возникающие в утреннее время, обычно легче тех. Сложность диагностики протодиссомнии у конкретного ребенка может быть связана с индивидуальными особенностями его сна. Протодиссомнии следует отличать от нарушений сна при гипертензионно-гидроцефальномсиндроме как следствии перинатального поражения мозга. Сопутсвующими проявлениями часто являются фебрильные судороги или неонатальные судороги в анамнезе.

Протодиссомниии пароксизмальные расстройства сна между собой часто не имеют четкой границы.

страхи у детей дошкольного возраста — побеждаем вместе

Как проверить свое сердце Болезни сердца, как правило, накапливаются с годами, но мы долгое время не обращаем на них внимания. Между тем можно с помощью простых тестов самостоятельно проверить и оценить состояние своей сердечнососудистой системы. В медленном темпе выполните 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым

Детям раннего возраста до 1 года расчет питания и количество приемов пищи, Но родителям нужно помнить, что постоянный страх за своего ребенка и Медикаментозные методы лечения сахарного диабета.

К концу дошкольного возраста формируется множество новообразований. Одно из них — обобщение переживаний, появление внутренней жизни, которая отныне будет являться регулирующим фактором поведения. Именно появление внутренней жизни, по мнению Л. Обуховой, является базовым для понимания причин кризиса семи лет. Обратимся к другим причинам. Мы уже писали в данной главе, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется личное самосознание — понимание того, на какой низкой ступени он стоит в системе отношений в обществе.

Ребенок стремится повысить свой общественный статус через деятельность, имеющую значимость в глазах общества, а конкретно — в глазах взрослых Л. Деятельностью такого рода, наиболее достижимой для ребенка данного возрастного этапа, является учебная деятельность и связанная с ней социальная роль школьника. К тому же не нужно забывать о накопившихся к концу дошкольного возраста новообразованиях, наличие которых требует перехода к новым взаимоотношениям ребенка и взрослых.

Семья же еще не успевает перестроить свое отношение к дошкольнику. Вот причины кризиса семи лет. А теперь поговорим о его основных симптомах:

Детские страхи от 11 до 16 лет

Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов. Синдром детских патологических страхов — синдром, характеризующийся различными страхами в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления , возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины.

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6 — 7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и проявлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: Проявляются страхом болезни нозофобия , острых предметов, высоты, закрытых помещений клаустрофобия , заражения, загрязнения мизофобия , смущения эрейтрофобия и т.

Галлюцинации у ребенка школьного возраста ( лет) могут быть начальными (сомнение в том, ее ли это ребенок, страх, что его заберут чужие люди). характерно относительно раннее появление галлюцинаций - в 70 лет. . которая должна проводиться совместно с медикаментозным лечением у.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей , , Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами , ; . Раньше этот страх не может возникать по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года.

Дети боятся спать одни при выключенном свете. Обсуждая природу этого страха, К. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха. Эмоции ожидания и прогноза Вообще трудно решить, есть ли в природе предметы, внушающие страх человеку и животному даже и тогда, когда они видят эти предметы в первый раз.

Кажется, что такие предметы есть для животных: Но есть ли такие предметы для человека - мы не знаем. Кажется, мы можем принять за истину, что человек не боится ничего, пока собственные опыты или рассказы других не покажут ему, что у него не всегда станет сил для преодоления препятствий, и не познакомят его с душевным страхом, с чувством силы, отступающей от препятствий, вместо того чтобы кинуться на них По поводу неразумного воспитания детей, приводящих к появлению детских страхов, писал и В.

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Психотерапия невротических расстройств у детей Психотерапия детей раннего возраста Развитие психотерапевтической теории и практики логически подводит к необходимости перехода от аналитической переработки ранних инфантильных конфликтов и бихевиорального исправления архаического невротизирующего опыта у взрослых пациентов к их профилактике и своевременной лечебной коррекции у детей раннего возраста.

Среди концептуальных позиций современных исследований в области психолого-психотерапевтической помощи детям от 0 до 3 лет можно выделить следующие. Оценивается динамика детско-родительских взаимодействий во время купания, речевого и безречевого контакта, поведение ребенка в свободной игре, во время разлуки и воссоединения с опекуном, адекватность реакций последнего на плач и обращения ребенка.

Если развитие Вашего ребенка соответствует возрасту, нет сопутствующих Медикаментозное лечение задержки речевого развития стоит на грудном вскармливании, с раннего возраста засыпали с мамой.

Психология детей и подростков, - перейти к содержанию учебника Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста Приступая к характеристике эмоций ребенка вспомним, что основными эмоциональными состояниями младенца были - собственно возбуждение, эмоции неудовольствия и удовольствия. В период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие К.

Дифференцировка эмоций в раннем детстве Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции страха- это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмоции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется поведение человека, деформируется его личность.

Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к возникновению достаточно серьезных проблем в поведении ребенка. В большинстве же случаев, по мнению А. Захарова, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая критичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов.

Навязчивые состояния в пожилом и старческом возрасте

На сегодняшний день существует множество классификаций страхов. Анализируя состояния страха, А. Кемпински выделяет четыре вида страха: Данную классификацию он связывает с ситуациями, вызывающими установку страха. Ситуации, связанные с непосредственной угрозой жизни, вызывают биологический страх. Угроза, исходящая извне, ясно осознается субъектом, вызывая страх, и он тем сильнее, чем беспомощней чувствует себя человек в ситуации опасности.

Страх перед животными или насекомыми, невозможность выступить на публике, фобии могут проявляться в раннем возрасте, но чаще в подростковом. . Возможны психотерапевтическая помощь, медикаментозная терапия.

Так, например, психотравмы у детей быстрее приводят к неврозам в периоды возрастных кризов. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста неврозы чаще всего носят характер моносимптомных невротических реакций, проявляющихся нарушением деятельности какой-либо одной системы организма тик, заикание, отсутствие аппетита, ночной энурез. Такие невротические реакции могут быть и у взрослых людей так называемые"системные неврозы".

Неврозы в детском возрасте приобретают более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний, акцентуированных и психопатических черт личности, негрубых органических поражений головного мозга, при неблагополучных внутрисемейных отношениях и неудачных взаимоотношениях в коллективах детских учреждений. Невротические страхи - возникают в результате неожиданных, пугающих ребёнка обстоятельств, либо из-за того, что взрослые сознательно запугивают малыша с"воспитательной" целью.

Часто у детей наблюдается страх перед посещением детского учреждения после возникновения там пугающей или конфликтной ситуации. После попытки принудительно научить ребёнка плавать может появиться страх перед водным пространством. Тики - это непроизвольные, эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие, как правило, после острой психотравмы.

При этом решающая роль принадлежит не столько самой пугающей ситуации, сколько бурной реакции на неё окружающих взрослых. Невротические расстройства сна ночные страхи - проявляются они внезапными пробуждениями ребёнка под влиянием кошмарного сновидения, отражающего в той или иной мере реальную психотравмирующую ситуацию.

Малыш при этом кричит, плачет, зовёт родителей, боится спать в одиночестве. При нарушениях глубины сна у невротичных детей могут появляться сноговорения, снохождения, ночное недержание мочи. Психотравмы затяжного характера часто приводит к нарушению засыпания или извращению формулы сна, когда больной засыпает днём, а ночью бодрствует. Невротические расстройства речи - нередко у детей возникает страх говорить в присутствии большого количества людей или определённых лиц.

Ребёнок-неврастеник: как вернуть малышу спокойное детство

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания. Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании.

бенности применения седативных препаратов у детей раннего возрасти. Предназначено Наиболее часто неврозы возникают в школьном возрасте и у мальчиков. . и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Возможны .. Медикаментозная терапия неврозов проводится в несколь ко этапов.

Ощущение страха у ребенка — это тревожное состояние, сопровождаемое чувством беспокойства, которое развивается в результате ожидания реальной или мнимой опасности. Чаще всего детские страхи развиваются в результате негативного влияния на психику со стороны взрослых, или путем самовнушения. Такое состояние — серьезный повод для беспокойства родителей, так как причиной детского страха может быть их собственное агрессивное или невротическое поведение.

Каковой бы ни была причина, проблему необходимо решать незамедлительно, так как самостоятельно ребенок с ней справиться не способен. Причины развития страха у ребенка В настоящее время специалисты различают следующие основные причины развития страха у ребенка: Ранее пережитые и травмирующие ситуации, которые ребенок боится пережить вновь. Чаще всего это бывает укус пчелы или собаки, падение с высоты, чье-то агрессивное поведение. Часто возникающее ненавязчивое напоминание о возможной опасности, которая существует в сознании или памяти ребенка.

Чрезмерно эмоциональное предупреждение ребенка об опасности, которая поджидает его в результате производимых им действий. Частые и непрекращающиеся строгие запреты, которые буквально окружают и угнетают ребенка.

ЧАСТЬ 2. Возрастные страхи

Анастасия Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить — вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы?

Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой (или сепарационная тревога) Также, критерии МКБ включают раннее начало (в возрасте до 6 лет) развития болезни, тогда как Диагностируется данное расстройство в случаях, когда страх отделения составляет основу тревоги, и когда такая.

Основное значение имеют особенности личности. Нередко фактором запускающим этот процесс становятся ятрогении.

Жак Фрескою Деньги, лень, страх и прочие мифы